логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2009 год > Проповедь Архиепископа Павла Пецци в Иркутске 2 декабря 2009

Проповедь Архиепископа Павла Пецци в Иркутске 2 декабря 2009

2 декабря 2009 г.

 

Ваше Высокопреосвященство!

Ваши Преосвященства!

Ваши Преподобия!

Дорогие братья и сестры!

 

Сердечно благодарю вашего епископа, Владыку Кирилла, за его приглашение.

 

Каждый год Литургия Адвента призывает нас особым образом обратиться к Богу с молитвой в ожидании Его пришествия. Это ожидание — основа нашей веры и жизни во Христе. В молитве Господней мы просим о том, чтобы совершилась воля Божья, и чтобы пришло Его Царство, т.е. Сам Христос.

 

Все люди каким-то образом стараются вступить в отношения с Богом. Все народы во все времена чувствовали потребность в том, чтобы искать Бога, обращаться к этому таинственному «Ты», Которого зовут Бог. В сердце человека есть глубокая тоска по Богу, потому что сам Бог вложил её в нас с момента нашего сотворения. 

 

Однако человек неспособен своими силами придти к Богу, достичь созерцания Его Лица. И все наши усилия неспособны восстановить наше общение с Богом, не могут освободить нас от тяжести нашего и нас окружающего зла, от тяжести всего того, что отбрасывает нас всё дальше от Бога.

 

От этого осознания рождается в сердце молитва.

 

Первое, что пробуждает и питает отношения с Богом внутри нас, ту закваску, в силу которой наше действие меняет облик, оставаясь самим собой, — это не исследование того, как изменить свои поступки, не психологический анализ, и даже не духовная программа, — нет. Первое — это молитва: просьба о том, чтобы в нас произошло обращение.

 

Я пытаюсь передать скорее мой пыл, отражение моего чувства, нежели понятия или идеи. Первое, что нужно для того, чтобы это предчувствие насыщалось, росло, начало действительно менять нас изнутри и дало нам почувствовать себя изменившимися, — это молитва, просьба о живой и постоянной встрече с Христом.

 

Однако поскольку Бог стал человеком, умер и воскрес, чтобы быть с нами до скончания века (ср. Мф 28, 20), молитва становится признанием присутствия среди нас кого-то большего — Христа. В молитве Христос становится близким нам. Осознать это присутствие (а оно бесконечно воодушевляет, даёт новую глубину, потому что благодаря ему мы понимаем, что Бог царствует над нашим телом) значит перестать принадлежать самому себе, отдать себя, не обладать больше ничем — ведь всё, что мы имеем, мы имеем во Христе.

 

Во время поклонения Святым Дарам меня часто поражает мысль, что в этом Хлебе на самом деле заключена тайна личности Христа, Христа умершего и воскресшего, и реально присутствующего. Я не могу до конца определить это Присутствие, но я знаю, что Он действительно присутствует. Если бы сюда пришёл неверующий, то для него этот хлеб, в лучшем случае, был бы символом, знаком, внутри которого ничего нет, куском пресного хлеба. Но ведь мы с ним видим одно и то же. Что же в таком случае значит это «видеть», потому что как раз глазами я присутствия Христа не вижу?

 

Христианская вера есть признание присутствия Бога внутри человеческой реальности, признание того, что божественное входит внутрь человеческой реальности, и она становится истинной и оправданной. И это значит, что через то, что происходит с человеком, он становится в большей степени самим собой, становится всё более совершенным. 

 

В молитве я прошу о том, чтобы стать самим собой, чтобы стать совершенным, чтобы моя жизнь совершалась по воле Божьей; я прошу о том, чтобы я стал тем, кем меня хочет видеть Бог. В молитве я прошу о свободе, о милосердии, о любви, о жизни, исполненной любви; об обращении моего сердца и моих поступков. 

 

И тогда я открываю, что молитва есть благодать, дар Духа. Именно в союзе между высшей свободой Бога и свободой моего сердца рождается и становится зрелой моя вера.

 

Очевидным знаком правильной расположенности сердца перед тайной свободы Духа является просьба. Как просил тот слепой: «Чтобы мне прозреть!» – «Чего ты хочешь?» – «Чтобы мне прозреть!» (ср. Мк 10, 46–52). Христос пришёл в сильное волнение, видя этого человека, слепого от рождения; здесь слепота подчёркивается как несчастье человека, несчастье, которое может произойти с человеком. Однажды Папа Пий XII принимал паломников и каждому протягивал руку для поцелуя. Когда он подошёл к одному человеку, тот не поцеловал ему руку. Тогда секретарь сказал Папе: «Ваше Святейшество, этот человек слепой». И Папа положил руку на голову этого юноши и сказал: «Все мы слепы». И я тоже в числе тех слепых, хромых, немых и увечных, о которых Евангелие говорит, что они бросались к ногам Иисуса.

 

Вот как велика сила общения между ничтожным человеком и великим Богом, вот как велика сила просьбы! Святой Альфонс назвал молитву «молящим всемогуществом». 

 

В Евангелии от Луки мы найдем, наверное, самый яркий пример того, что такое христианская молитва. Представим себе: Христос молится, а его ученики издали наблюдают за Ним, потому что это действительно было зрелище. Сознательно молящийся человек — это всегда зрелище. 

 

«Случилось, что когда Иисус в одном месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: «Отче наш, …» И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «друг! Дай мне взаймы три хлеба; ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»; а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели, не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам, просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк 11, 1–13).

 

Обратим внимание на то, какое место в нашей жизни, точнее, какое место в нашем поведении должна занимать молитва, просьба. Нужно, чтобы эта просьба стала настолько привычной, чтобы она всегда была с нами: чтобы мы всегда, в любой ситуации, за любым делом, краем глаза видели свет, тень, очертания этой просьбы. Но, прежде всего, нужно, чтобы на протяжении дня мы умели выделить те моменты, когда мы хотим вновь обрести самих себя, когда мы хотим быть подлинными, когда мы любим, чтобы в нашей совершенно рассеянной повседневности были моменты истинного, вопиющего прошения: «Да придёт Царствие Твоё». 

 

Попросим у Богородицы, взгляд Которой был наполнен Её Сыном, чтобы и вся наша жизнь была наполнена памятью о Христе. Будем просить о том, чтобы всегда пребывать с Ним. Будем просить о том, чтобы Христос всё больше и больше овладевал нашей плотью и нашей душой, чтобы наша жизнь стала песнью хвалы, живым свидетельством о Нём, обитающем среди нас.

 

 

Литургический календарь

26 мая 2017г.

 

Св. Филипп Нери, свящ., память

 

Деян 18, 9-18; Пс 47 (46), 2-3. 4-5. 6-7; Ин 16, 20-23а

 

Св. Дезидерий Виеннский (+606)