логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2009 год > Проповедь Архиепископа Павла Пецци в приходе Матери Божией Лурдской в Торжество Христа Царя вселенной и в связи со 100-летием освящения храма

Проповедь Архиепископа Павла Пецци в приходе Матери Божией Лурдской в Торжество Христа Царя вселенной и в связи со 100-летием освящения храма

22 ноября 2009 г.

Дорогие братья и  сестры!


Сегодня мы собрались здесь, чтобы праздновать сотую годовщину освящения храма Лурдской Божьей Матери. Одновременно сегодня мы празднуем Торжество Иисуса Христа Царя вселенной. И поскольку ничего случайного в жизни человека — и тем более Церкви — не бывает, я хотел бы вместе с вами размышлять о том, каким образом Торжество Христа Царя вселенной проливает свет на смысл столетнего юбилея освящения этого храма.

 

Лучшим проводником в поиске ответа на этот вопрос являются слова литургии, поскольку литургия это то слово, с которым Господь обращается к нам здесь и сейчас, в нашем евхаристическом собрании.

 

Ключевое слово, которое объединяет первое чтение из книги Даниила, второе чтение из Откровения, и Евангелие — это слово «Царство», Царство Иисуса Христа. На вопрос Пилата Иисус не возражает: «Ты говоришь, что Я Царь. И это так».

 

Но, вместе с тем, Иисус уточняет: «Моё Царство не похоже на другие царства». Оно «не от мира сего» (ср. Ин 18, 33-37).

 

Сколь знамениты эти слова! И сколь загадочны!

 

«Не от мира сего» значит, что Владычество Иисуса не черпает свою силу из изменчивых и ограниченных сил этого мира. Он берет свою силу от «того Ветхого днями», о Котором говорит пророк Даниил (Дан 7, 13-14), Который вечно был, есть и грядёт (ср. Откр 1, 5-8). Это Царство приходит не «снизу», но «сверху», с «небес». И, поэтому, в отличие от всех царств этого мира, оно вечно, непоколебимо. Все другие царства —временные. Рано или поздно они рухнут, несмотря на их внешнюю мощь. Лишь Царство Сына Человеческого никогда не падет. Более того, ему предназначено включить в себя всю вселенную. Это то, что пророк Даниил созерцает в его видении: «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7, 13-14).

 

Нам может казаться, что в этом мире владычествуют какие угодно силы, кроме силы Христа. И нельзя отрицать, что внешний ход событий иногда даёт повод так думать. Но сегодня Господь говорит нам: это впечатление — ложное. Если смотреть глубже и внимательнее, мы увидим, что оно обманчивое, что оно поверхностное. Тот, кто на самом деле держит вселенную в Своих руках, — это Христос. Он — Альфа и Омега, начало и конец, Он Вседержитель (ср. Откр 1, 8). И в конце истории это станет ясным, очевидным для всех; в том числе и для тех, кто сегодня, также как и вчера, пронзают, ранят Его: «И узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр 1, 7). Несмотря ни на что, Христос — это единственный Царь, которого никто не может свергнуть с престола. И в этом – источник нашего покоя и нашей надежды.

 

Но откуда мы черпаем  эту уверенность? Не нужно ждать до Страшного Суда, чтобы получить ответ. Уже сейчас есть видимые знаки того, что Царство Иисуса, несмотря на его внешнюю слабость, действительно сильнее всех. Какие это знаки? Возьмём сегодняшнее наше празднование столетия этого храма… Великие державы, которые еще вчера казались нерушимыми, пали, исчезли как дым. Царство Иисуса, царство закланного, беззащитного Агнца, наоборот, остаётся. Церковь остаётся. И останется всегда.

 

Дорогие братья и сестры! Вот в чём заключается глубокая связь между сегодняшним торжеством и годовщиной освящения вашего храма.

 

Да, Христос — Царь, «Владыка царей земных» (ср. Откр 1б, 5). Именно об этом трогательно свидетельствует история этого прихода, об этом свидетельствуют даже камни этого храма. Со дня его основания до сегодняшнего дня этот храм — единственный Католический Петербургский Храм, который, если не считать нескольких месяцев с января по июнь 1923 года, практически никогда не был закрыт, даже в самые трудные времена, даже во время блокады. Храм оставался открытым, и никто из «царей земных» его не трогал. Конечно, со стороны может показаться, что в этом нет ничего особенного. Что это не более чем удачное совпадение.

 

Но на самом деле — и об этом лучше меня могли бы рассказать некоторые из присутствующих — это маленькое здание, почти незаметное в огромном городе, было для многих великим знаком надежды, знаком непобедимого присутствия «Христа Царя» среди Своих. Вот почему сегодня мы можем утверждать: да, всё пройдёт. Но Христос будет царствовать вечно. Его Царство «не разрушится» (Дан 7, 14), потому что оно не «от мира сего».

 

Да, Иисус не отрицает, что Он Царь. И, тем не менее, перед Пилатом стоит обезоруженный, одинокий, беззащитный человек.  У Него нет армии, чтобы защитить Себя, чтобы укрепить свою власть. Именно в этом «особенность», и даже «странность» этого Царя в глазах Пилата. Это и есть то, что отличает царство Иисуса: «Царство Моё не от мира сего. Если бы от мира сего было, то служители мои подвизались бы за меня, чтобы я не был предан Иудеям; но ныне царство Моё не отсюда» (Ин 18, 35).

 

Царство Иисуса держится не на военной мощи, оно сохраняется и расширяется не с помощью насилия. Иисус привлекает людей, притягивает их к Себе с помощью совершенно другой силы: силы Своего Свидетельства любви. Христос добывает себе служителей, Сам делаясь служителем Своих слуг. Потому что именно так, поднимаясь на крест, Иисус доказывает, что в Нём истинно течёт «небесная кровь», и никто, кроме того, кто не от мира сего, не может дать такое свидетельство.

 

Вот почему, как это ни странно, но именно крест — это престол Иисуса. Потому что только оттуда, с креста Он может привлечь к себе людей: «И когда я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь какою смертью, Он умрёт» (ср. Ин 12, 32-33).

 

Нет у Христа другой силы, кроме свидетельства такой любви, которая не «от мира сего», которая открывает «иной мир», мир истинного Бога: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин 18, 37).

 

Так Христос получил Царство. И таким же образом Он продолжает царствовать. Сегодня у Христа нет иной силы, кроме Его свидетельства и свидетельства Его служителей. Это может казаться недостаточным в мире, где, как кажется, всё зависит от силы и власти.

 

Может показаться, что путь, выбранный Богом, — безумие. Неужели Агнец может победить Дракона? Неужели любовь может победить страх? Мы собрались здесь сегодня, чтобы вновь повторить: да, это именно так. Это возможно. «Потому что немудрое Божье премудрее человеков, и немощное Божье сильнее человеков» (ср. 1 Кор 2, 25).

 

И вся история  Церкви показывает нам, что чем более Царство Христа терпит гонение от земных властей, тем ярче сияет свидетельство Его служителей, и тем больше людей присоединяются к Христу: «semen est sanguis christianorum», «Кровь христиан есть семя Церкви».

 

И в этом смысле, взгляд на столетнюю историю этого храма становится для нас источником великой надежды. Потому что и этот храм связан со страданиями многих свидетелей, которые здесь молились и встречались с Христом в самые трудные времена. Вспомним о епископе Иоанне Цепляке, об отцах Антонии Малецком, Жане-Батисте Морисе Амудрю. Наряду с этими известными именами история этого храма связана с тайным подвигом множества христиан, о которых, наверное, никому ничего не известно. Но их страдания и скорби, принятые ради любви к Христу, не могут остаться без плода.

 

Пусть Лурдская Богородица надолго сохранит этот храм и этот приход. «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс 93).

Литургический календарь

26 мая 2017г.

 

Св. Филипп Нери, свящ., память

 

Деян 18, 9-18; Пс 47 (46), 2-3. 4-5. 6-7; Ин 16, 20-23а

 

Св. Дезидерий Виеннский (+606)