логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2009 год > Проповедь Архиепископа Павла Пецци в торжество Всех Святых в приходе св. Адальберта в Калининграде

Проповедь Архиепископа Павла Пецци в торжество Всех Святых в приходе св. Адальберта в Калининграде

3 ноября 2009 г.

 

Дорогие братья и сестры!

 

Первое чтение разворачивает перед нами картину, на первый взгляд, тревожную: кажется, мир близок к уничтожению. Более того, здесь говорится о четырёх Ангелах, «которым дано вредить земле и морю» (ср. Откр 7, 2), словно сам Бог оставил Своё творение. Однако, на самом деле Иоанн хочет сказать нечто иное. Уже само по себе то, что речь идет об ангелах, означает, что все эти события, даже самые страшные, подвластны Богу. 

 

Бог не хочет уничтожения мира. И тем не менее, он попускает, чтобы силы зла имели некую свободу действий. В чём проявляется эта свобода? Главным образом, в том, что Сатане и его тёмным ангелам, позволено искушать человека. Только развращая сердце человека, Сатана может действительно повредить творению Божию. У дракона нет иной власти над миром, кроме возможности влиять на свободу человека. И это так, потому что с самого начала именно человеку Бог поручил царствовать над этим миром (ср. Быт 2, 15). 

 

Сегодня это видно как никогда раньше. Человек уже настолько могуществен, что может уничтожить этот мир, если злоупотребит этой своей властью. От человека зависит судьба деревьев, рек, морей, всего, что «живёт и существует». Зависит, конечно, отчасти: ведь есть и Провидение Божье. И, тем не менее, Бог всерьёз решил вверить человеку огромную власть. Поэтому именно сердце человека, малое и узкое, оказывается, как писал Достоевский, главным полем битвы между Богом и Сатаной за господство над миром. 

 

Как не испугаться такой ответственности? Особенно, когда мы видим зло, которое есть и вокруг, и внутри нас. Может показаться, что зло, в конце концов, сильнее, чем добро; что оно умеет притягивать людей; что Сатана сильнее Бога, и он может покорить сердце человека. И это значит, в итоге, что Бог «ошибся в расчётах», отдав нам такую власть и свободу.

 

Но Бог не ошибся. Неправда, что силы зла сильнее. Неправда! И самый утешительный и убедительный знак того, что это не так, — великое множество святых. Неправда, что у Господа мало друзей в этом мире. Если взглянуть на историю, от Авраама до сегодняшнего дня, то, безусловно, мы увидим много мрака. Но посреди мрака — множество огней, неисчислимых, как звёзды в ночном небе: «Посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их (...): столько будет у тебя потомков» (ср. Быт 15, 5). 

 

Бог выполнил обещание, которое дал Аврааму.  Святые — как бесчисленные звёзды, которые преображают тёмное небо истории в зрелище великой красоты: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих». (ср. Откр 7, 9). 

 

Иоанн говорит здесь не просто о множестве. Он говорит о множестве, которого «никто не мог перечесть». И это значит, что святые — не маленькая каста избранных. Они — великий народ, внутри которого существуют не только святые, официально провозглашенные Церковью таковыми, но также и крещёные «всех племён и времен», все те, кто старался искренним сердцем просто следовать за Христом. Мы не знаем ни лиц, ни имён большинства из них. И, тем не менее, они сверкают на небесах. 

 

Какое волнение охватывает нас сегодня при воспоминании о тех многих мужчинах и женщинах, которые пострадали Христа ради на дорогой нам русской земле! Сейчас они тоже в радости возносят пальмовые ветви в знак победы пред престолом Божьим. Но еще важнее то, что они молятся за нас. Поэтому, обращаясь к святым в молитве, мы часто испытываем некий прилив храбрости, будто услышав эхо их голосов, «болеющих» за нас, на трибунах небесного стадиона...

 

Возлюбленные братья и сестры!

 

Мы, христиане, никогда не будем в меньшинстве. Даже если бы из всех христиан остались только мы, присутствующие здесь, а весь остальной мир был бы против нас, — мы не останемся в меньшинстве. Мы не одни. С нами все небеса. Вот почему вспоминать святых так важно — как в литургии Церкви, так и в нашей с вами жизни. Кто часто «посещает» святых, тот никогда не бывает один. 

 

Спросим себя: кто такой святой человек? «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца» (ср. Откр 7, 14). Символическое видение Иоанна указывает на две главные общие черты всех святых.

 

Во-первых, их одежда — белая. Одежда в библии означает внешний вид, то, что в человеке видят другие. Вот что значит белая одежда: святых легко узнать, потому что они сияют, сверкают. Святые, другими словами, прекрасны в полном смысле этого слова. Они сияют как звёзды среди мрака этого мира. Они освещают этот мир, уменьшая мрак и хаос. Святые — это те, кто защищает мир от окончательного разрушения. Потому что сияние их человечности вновь и вновь зажигает в окаменелом сердце людей ностальгию, жажду правды, любви и красоты Христа. Святые отталкивают нас от зла. Святые спасают мир своей красотой, потому что она, как лик Христа, делает Бога видимым. А человеку, чтобы желать, нужно прежде всего увидеть... Если бы не было святых, вера быстро исчезла бы из этого мира. Потому что тогда Иисус стал бы невидим. Конечно, Он точно также присутствовал бы в таинствах, в Священном Писании, в творении... Но Он бы стал настолько скрытым, что уже не смог бы никого покорить, ранить Своей красотой. 

 

Но святые есть! В них видна красота Христа. И против неё Сатана не может сделать ничего. Он побеждён. Вот почему так нам важно знакомиться со святыми, интересоваться их историей, жизнью, трудами, мыслями: в них мы видим Христа.

 

Но Иоанн говорит нам и о второй их черте. Он говорит, что все эти люди стали святыми. Их одежда не всегда была белой, она стала белой. Как она стала белой? Её «омыли кровью». Это странно, потому что сама по себе кровь пачкает, а не очищает. В более глубоком смысле, кровь это как раз то, что оставляет самое страшное, несмываемое пятно, поскольку она связана с насилием, смертью и грехом.

 

И вот, как это ни странно, именно кровью святые омыли свои одежды. Но эта Кровь отличается от любой другой крови. Это Кровь Агнца, Который отдал Свою жизнь для искупления многих. Это Кровь Христа. 

 

Итак, вот что такое святой: он не герой. И он не обязательно обладает выдающейся силой или талантом. Святой — это человек, который ищет прибежища единственно в любви Христа, в Его драгоценной Крови. У него нет ничего другого, чтобы защититься от зла, чтобы «выйти» победителем «от великой скорби», чтобы преодолеть испытания жизни. Ничего, кроме крови Агнца: как дети Израиля в Египте были спасены от Ангела истребителя кровью агнца, которой помазали свои дома, так и Святые, Дети нового  Израиля защищаются от зла и «великой скорби» не своей силой. Они уповают на кровь Агнца. 

 

Вот кто такой святой: это всего-навсего тот, кто не боится отдать в руки Христа всю свою надежду. Тот, кто уверен, что Агнец действительно сильнее Дракона. И поэтому он не боится, не отступает перед трудностями и скорбью. Он всё встречает со смиренной, но непобедимой радостью — даже притеснение и клевету. Потому что в его сердце запечатлены слова Иисуса: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (ср. Мф 5, 11)