логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2009 год > Проповедь Архиепископа Павла Пецци по случаю начала нового пастырского года

Проповедь Архиепископа Павла Пецци по случаю начала нового пастырского года

13 сентября 2009 г.

Дорогие братья и сёстры!

«А вы за кого почитаете Меня?» (Мк 8, 29). Вопрос, который Иисус задал ученикам Своим около Кесарии Филипповой, — тот же вопрос, который он сегодня задаёт каждому из нас, в начале нового пастырского года: «А вы за кого почитаете Меня?», «Кто Я для вас?».

Пётр ответил: «Ты Христос!» И это, на языке Израиля, означает: Ты — Тот, Кто может исполнить желание и ожидание счастья нашего сердца. Ты — Тот, Кого мы ожидали. Если мы здесь, то потому, что мы тоже, больше или меньше, уверены в этом: Ты, Иисус, есть Тот, от Кого мы ждём удовлетворения нашего ожидания полноты жизни. В то же время, как для Петра, так и для нас, этот ответ может быть искренним, истинным — и одновременно полным недоразумений.

В нашей голове, как и в голове Петра, часто смешаны разные, в том числе ложные представления об этом счастье, обещанном Иисусом. Иногда мы чувствуем разочарование и соблазн, потому что нам кажется, что Христос не отвечает нашим ожиданиям, нашим желаниям.

И уже недостаточно сказать: «Ты Христос». Нужно пойти дальше и спросить себя: что значит, что Иисус есть Христос, Мессия которого ждёт каждый человек? Которого жду я? В конечном итоге: какое счастье несёт нам Сын Божий?

Может быть, такой же вопрос возник в сердце каждого из двенадцати учеников сразу после исповедания Петра. Может быть, на несколько секунд воцарилось молчание: все ждали, что Иисус наконец-то откроет им Свои намерения, открыто и ясно скажет о Царстве Божьем, о том, как и когда Он исполнит их ожидания. И как бы читая в их сердцах, Иисус «открыто» говорит им об этом: Он «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто» (ср. Мк 8, 27-35).

Ответ Иисуса — нельзя этого отрицать — обескураживает. По крайней мере, если судить по реакции Петра, этот ответ настолько отличается от того, чего Пётр ожидал, что поначалу он понимает его, и поэтому «бунтует». Потом, когда всё исполнится, он поймёт. Поймёт, что именно через Свои Смерть и Воскресение Иисус подарил Петру то, что на самом деле было нужно ему больше всего. То, что больше всего нужно каждому человеку, чтобы достичь полноты: это познание Милосердия Божиего.

Вот зачем пришёл Иисус. Вот то счастье, тот новый рассвет, который принёс нам Иисус: открытие того, что мы любимы. Мы любимы такой любовью, которая превосходит все ожидания человека, которая сильнее самого страшного препятствия: нашего зла, нашего греха.

Тот факт, что Иисус умер и воскрес, значит именно это: тяжесть всего людского зла не смогла разбить любовь Бога. Тяжесть всех «нет» человека не смогла победить «да» Бога. Любовь оказалась сильнее, Иисус восстал из мертвых. Он воскрес и явился Симону — и тогда Симон понял. Понял, что больше ничто — ни смерть, ни его грех — не может отлучить его от любви Господа. Он понял, что уже «ни смерть, ни жизнь; ни настоящее ни будущее, ни ангелы ни власти, ни высота ни глубина, никакое творение» не смогут «отлучить его от любви Бога во Христе Иисусе» (ср. Рм 8, 35). Так Пётр наконец нашёл счастье более светлое и подлинное, чем все его мечты и представления. Вот зачем пришёл Иисус: чтобы открыть, и дать нам ощутить Милосердие Божие.

Завтра мы будем праздновать Воздвижение святого креста. Как можно прославлять крест, место мучения, страдания и смерти? Это возможно именно потому, что  крест Христа — это не просто знак страдания человека, но прежде всего знак Милосердия Божиего. Это знак участия, сострадания Бога человеку. Вот почему, когда мы взираем на крест, он внушает нам не тревогу и тоску, а ободрение и надежду: Ave Crux spes unica! Даже если бы кто-то из нас пришёл сюда, обремененный грехом ста убийств, руки Иисуса, распахнутые на кресте, говорят ему: отдай мне всё! Отдайся мне! И я возвышу тебя со Мною, я воскрешу тебя. Я победил и побеждаю.

Дорогие братья и сестры!

Именно на это слово мы должны обратить наше внимание в начале этого года, как и в начале каждого дня — Милосердие. Имя, которое лучше других выражает, кто есть Бог по отношению к человеку (как говорит Фома Аквинский) — это Милосердие.

И действительно опыт Милосердия, восприятие Милосердия Божиего — это единственный опыт, благодаря которому в нашей повседневной жизни совершается самое великое чудо: возможность каждый день рождаться вновь, заново начинать каждый день, будучи постоянно обновляемыми неисчерпаемой энергией Духа Христа. Только действие Милосердия Божиего, действие Духа Христа, может вселять в наши сердца такую свободу, такую легкость, которые нужны нам, чтобы начинать каждый день без страха, с энтузиазмом, с новой надеждой.

Поэтому нет более подходящей молитвы, чтобы войти в этот год, чем вступительная молитва этого воскресенья: «Боже, Создатель и Владыка вселенной, обрати взор Твой на нас и дай нам ощутить силу Милости Твоей, чтобы служить Тебе всем сердцем».

Плод опыта Милосердия — это желание служить Господу, желание свидетельствовать всем о величии Его любви. Вот второе великое слово, которое нам следует сохранить в центре нашего внимания в течение этого года. Это слово свидетельство. Из опыта Милосердия Божиего рождается свидетельство.

Пусть наша повседневная работа, наш труд, наше усердное служение рождаются не из тревожной воли доказать всем, какие мы молодцы, — это лишь утомляет нас, — но из благодарной любви к Христу.

В связи с этим я хочу ещё раз подчеркнуть то, что я уже вспоминал в пастырском послании: нельзя стать свидетелями Христа, нельзя почувствовать желание передать другим Его милосердие, если мы сами не черпаем его постоянно из его источника, если мы сами не живём «погруженными» в это море Милосердия.

Но где действительно может происходить это постоянное погружение? Как называется то место, где возможно это непрерывное крещение, это постоянное новое рождение? Это место — Церковь. Не просто Храм, а Церковь, Единство между нами, Единство живого Тела Христова.
Только конкретный опыт общины Церкви, переживаемый день за днём, позволяет нам больше и больше ощущать сладость Милосердия Христа. Общение между нами, наше Единство, это живой канал передачи тепла и света Духа Христа. 

«Ищите каждый день лицо святых, чтобы найти утешение в их словах», говорится в катехизисе Апостолов (ср. Дидахе). Чем более день за днём растёт наше участие в «общении Святых», тем более рождается и обостряется в нас новый взгляд на себя. Взгляд, исполненный подлинной нежности, прежде всего, по отношению к самим себе, и затем, следовательно, к другим. Принадлежность к живой Церкви это удивительное место, где мы учимся с милосердием смотреть, прежде всего, на себя. И затем на весь мир вокруг нас.