логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2009 год > «Папа знает, куда идти» — Отклики на энциклику Caritas in Veritate

«Папа знает, куда идти» — Отклики на энциклику Caritas in Veritate

29 июля 2009 г.

Священник Роберт Бэррон — американский публицист, профессор, отмечает, что по-настоящему новым словом в энциклике стала связь между «социальной этикой» и «этикой жизни». Папа утверждает, что энциклику Populorum Progressio Павла VI (к 40-летию публикации которой был приурочен выход энциклики Caritas in Veritate) необходимо читать в единстве с другой энцикликой того же Папы — Humanae Vitae. Радикальная открытость жизни, которую Павел VI отстаивал в Humanae Vitae, должна быть источником вдохновения и для социального учения Церкви, задача которого — способствовать расцвету общественной жизни на всех уровнях. Бенедикт XVI указывает на то, что сообщества, где занижается ценность жизни, — вплоть до пропаганды искусственных методов контроля рождаемости и абортов — страдают в результате от вполне практических экономических трудностей.


Еще одной «новинкой» энциклики стал настоятельный призыв Папы к тому, что наряду с договорной логикой рынка (давать, чтобы получать) и логикой закона политического пространства (давать, потому что обязан), должна существовать и логика чистой благодарности (давать просто потому, что это благо). Без этого третьего элемента как экономическая, так и политическая жизнь, перестают быть подлинно человечными.
Архиепископ Джампаоло Крепальди, председатель Международного наблюдательного совета по социальному учению Церкви, опубликовал 16 июля в итальянском еженедельнике Tempi статью «Папа знает, куда идти». По его мнению последняя энциклика вновь доказала, что социальное учение Церкви «затрагивает самую суть проблем, касающихся устройства мира, и рассматривает социальные темы с точки зрения целостного человеческого развития в любви и истине…»


Архиепископ Крепальди напоминает слова Папы Иоанна Павла II: «Социальное учение Церкви — это орудие спасения, поскольку оно есть возвещение Христа во временной реальности». «Без силы любви и света христианских истин, человек не целостен, он противоречит себе, буквально ‘разлагается'. Христианство утверждает, что только Иисус Христос полностью открывает человека человеку и позволяет ему существовать как единое целое». Архиепископ призывает читать энциклику, избегая клише и категорий, таких как «левые и правые», «консерватизм и прогрессивизм», «капитализм и антикапитализм», потому что «реальность всегда больше».


Не отрицая существования различных уровней истины и компетенции, и, следовательно, — не отрицая собственных ограничений, Церковь знает, тем не менее, что она провозглашает решающее Слово, и что это слово не является всего лишь одним из мнений, но представляет собой окончательный ответ на чаяния людей. Именно поэтому, подчеркивает Архиепископ Крепальди, у Бога есть Свое место в мире, и у Церкви в нем есть «право на жительство». В противном случае Бог избыточен. Полезен, быть может, но без Него можно обойтись.


Если же Бог всего лишь «полезен», тогда христианство — не более чем этика. Бог необходим, и именно поэтому вера очищает разум, и любовь очищает справедливость. Очищает — значит делает их самими собой, разумом и любовью в полном и действенном смысле этих слов. Иначе говоря, разум без веры не может быть разумом, и справедливость без любви – не справедливость. Подлинная тема этой энциклики – «место Бога в мире», заключает Архиепископ Крепальди.


Свящ. Хоакин Альенде, президент фонда «Помощь Церкви в нужде», в открытом письме к Папе Бенедикту XVI, рассматривает энциклику с точки зрения человека, который «ежедневно слышит просьбы о помощи от бедняков из 140 стран». Альенде подчеркнул, что его письмо написано от лица этих людей, чтобы выразить благодарность Святейшему Отцу за то, что тот выступил «против вопиющей несправедливости». Ценность документа, с его точки зрения, в том, что он сообщает «мудрость Христа», показывая, каким образом сегодня возможна разумная и действенная любовь. Энциклика отвечает на ключевой вопрос современности: «Могут ли жители земли жить вместе как братья? Могут ли те, кто нуждается больше всех, быть на первом месте?» Всемирный финансовый кризис ясно показал, что «справедливость и солидарность не достигаются посредством финансовых усовершенствований». Папа дерзнул просить дать место творческой и спонтанной братской любви.


Кишор Джайабалан, директор римского отделения Актоновского института, также подчеркивает своевременность энциклики: «Когда все идет хорошо, и все делают деньги, никто не желает слышать об алчности и материализме. Но как только пузырь лопается, все становятся моралистами и провидцами задним числом». Именно это Бенедикт XVI в другом месте назвал «дешевым морализмом», не принимающим во внимание реальные экономические механизмы. Папа предпочел не обвинять, но пригласить нас к духовному и интеллектуальному поиску, к «взрослой вере». Плодов этой энциклики следует ожидать, когда эксперты в финансовой и экономической сфере попытаются применить на практике подобный новый образ мыслей и действий.


Кардинал Пауль Кордес, президент Папского совета «Cor Unum», в своем комментарии к энциклике, помимо прочего указал на недопустимость «политиза-ции» учения Церкви: «Церковь вдохновляет, но не занимается политикой. Новая энциклика ясно говорит: ‘Церковь не предлагает технических решений, и не претендует на вмешательство в государственную политику’ (н. 9). Церковь — не политическая партия. Прискорбно, когда миссию Церкви низводят до уровня мирского движения, задача которого — оказывать давление для достижения политических результатов».


«Это означает», продолжает кардинал Кордес, «что социальное учение Церкви — это не ‘третий путь’, не политическая программа для достижения совершенного общества. Логическим итогом такой позиции стала бы теократия, в которой принципы веры механически применяются к общественной жизни, как для верующих, так и для неверующих, даже и посредством насилия. Перед лицом таких заблуждений, Церковь утверждает, наряду с религиозной свободой, подлинную автономию тварного порядка, согласно учению Второго Ватиканского Собора».


По материалам агентства Zenit подготовлено Информационной службой Архиепархии Божией Матери в Москве