логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2009 год > Проповедь Архиепископа Павла Пецци 12 июля 2009 г. в память 1000-летия мученической смерти св. Бруно Кверфуртского

Проповедь Архиепископа Павла Пецци 12 июля 2009 г. в память 1000-летия мученической смерти св. Бруно Кверфуртского

12 июля 2009 г.


Сегодня мы вспоминаем тысячелетний день рождения в небесах св. Бруно Кверфуртского, епископа, миссионера и мученика ради Христа.

 

Ревность о славе Христа соделала св. Бруно сначала монахом, затем проповедником Евангелия среди язычников Пруссии в северо-восточной Европе и, наконец, мучеником ради христианской веры. Таким образом, святой Бруно является одним из самых выдающих миссионеров средневековой Церкви.

 

Родился святой Бруно в семье, находившейся в родстве с домом императора, что позволило ему сопровождать императора Оттона III в конце первого тысячелетия в Рим в качестве придворного капеллана. Он был учеником великого святого епископа-мученика Адальберта, а также учеником святого монаха Ромуальда, вслед за которым св. Бруно удалился в Романьскую пустынь, близ Равенны в начале нового второго тысячелетия.

 

В 1004 г. святой Бруно был рукоположен во епископы как миссионер Папой Сильвестром II. В последние годы своей земной жизни он отправился к народам, поселившимся тогда между Волгой и Уралом, севернее Каспийского моря. 9 марта 1009 г. св. Бруно претерпел в восточной Пруссии вместе со своими сподвижниками мученическую смерть.

 

Святой Бруно был свидетелем того света истины, который «явил Бог, чтобы заблудившие вернулись на праведный путь», как мы молились в начале святой Мессы. То, что делает христианина свидетелем Христа, вплоть до мученичества, — это готовность всем сердцем пребывать в тех обстоятельствах, в тех условиях, в которых он призван жить. Это первое, чему мы можем научиться у св. Бруно.

 

Мы слышали в первом чтении, как пророк Амос стал пророком, свидетелем Бога не по своей воле, но приняв призыв Бога и условия, в которые Бог послал его. Так и мы с вами призваны нести в обстоятельства, в которых мы призваны жить, красоту христианства, пережитую в реальном и жизненном опыте общения, общины. Без этой красоты, без этого реального общения — ради чего свидетельствовать о христианстве? Ради чего оставлять всё и следовать за Христом? То, что сделало святого Бруно великим миссионером — это осознание принадлежности живому организму Церкви, через который в жизни человека осуществляется величие, красота принадлежности Христу. Вот почему для святых миссионеров миссия — то есть посланничество, свидетельство — стало постоянным измерением существования, которое питается от пережитого общения в общине Церкви, которой мы принадлежим.

 

Мы слышали это в идущем от сердца послании святого Павла к общине в Эфесе. В 1970 г. году великий чешский богослов Йозеф Звержина написал письмо христианам Запада, которое сохраняет свою актуальность по сей день, и в котором звучит та же мысль: евангелизация является всегда актуальным делом. «Братья, — пишет Звержина, — вы самонадеянны в принесении пользы Царству Божьему, принимая, насколько это возможно, saeculum (светский мир), его жизнь, его слова, его лозунги, его образ мышления. Но размыслите, прошу вас, что значит принимать этот мир. Может быть, это значит, что вы постепенно потерялись в нём? К сожалению, кажется, что именно так и происходит. И теперь нам уже трудно найти и различить вас в этом вашем странном мире. Возможно, мы ещё узнаём вас, потому что этот процесс идет медленно, из-за того, что вы уподобляетесь миру — медленно или быстро — но всегда с опозданием…»

 

«И не сообразуйтесь с веком сиим, — говорит апостол Павел — но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная» (ср. Рим 12, 2). Не сообразуйтесь! Иначе говоря, любая схема, любая внешняя модель — это пустота. Мы должны желать большего, внушает нам апостол: «Измените ваш образ мыслей!»…

 

К нам с вами обращен вопрос апостола Павла: «Испытывайте самых себя, в вере ли вы? Исследуйте самих себя. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2 Кор 13, 5).

 

Мы не можем подражать миру именно потому, что мы призваны судить его — не с гордостью и превосходством, но с любовью, как Отец возлюбил мир (ср. Ин 3, 16), и поэтому судит его…Ибо Отец утаил мудрость от тех, которые думают, что много знают (ср. Лк 10, 21).

 

Сегодня, как и в эпоху святого Бруно, может сложиться впечатление, что мы подобны маленьким лодкам в мирском океане, маленьким огонькам в ночи, но нужно, чтобы эти огоньки имели пищу, чтобы эти лодки имели поддержку в своем скитании — в опыте дружбы с Богом и с людьми.

 

Святой Бруно жил в буквальном смысле верой в то, что сказано в Евангелии, которое мы слышали: взяв с собой только самое необходимое для миссии, он входил в те дома и города, куда был послан, и всегда вместе хотя бы с одним собратом. Он понимал, что каждому христианину необходимо своего рода «монашествующее основание». Не в том смысле, что все должны пойти в монастырь, а в том смысле, что каждый нуждается в постоянном источнике своей собственной деятельности и свидетельства. Без такого постоянного источника легко либо «спрятаться» от мира, либо «заблудиться» в мире.

 

В самом деле, миссионерское рвение, готовность свидетельствовать о Христе вплоть до смерти возникает не по прихоти человека, но как результат того, что человек осознает себя действующим лицом истории. Миссия –  это новая близость Божьей благодати, близость милосердия и прощения, которые возможны благодаря тому, что Воскресший Христос присутствует в этом мире посредством христиан.

 

Следовательно, свидетельствовать — значит сообщать людям о своей дружбе с Христом, и о ревности о Его Царстве, уже начавшемся на земле. И, потому, привлекать людей к чуду причастия, общения Церкви, которое по благодати возможно в нашей жизни. Это и есть то понимание ближнего, о котором говорил Христос. Кто наш ближний? Это тот, через кого Христос хочет научить меня тому, что я призван переживать вместе со всеми.

 

Если отсутствует опыт общения, то каждый действует по-своему, как придётся, и в результате получается утверждение себя самого.Здесь мы понимаем важность послушания. Послушание — условие для того, чтобы всё было единым.

 

Возлюбленные братья и Сёстры! Во все времена Иисус призывает людей — так же, как Он призвал св. Бруно тысячу лет назад, на переломе того времени. Он призывает людей, которые, рассчитывая исключительно на Христа, готовы оставить всё и полностью отдаться в Его распоряжение. Тем самым они создают оазисы бескорыстной любви в мире, где — как тогда, так и сегодня — часто рассчитывают лишь на власть и деньги.

 

Мы благодарны Господу за то, что Он во все века дарил нам мужчин и женщин, которые, оставив ради Него всё остальное, стали сияющими знамениями любви Христовой!

 

Попросим у святого Бруно ту же ревность о славе Христа, чтобы там, где мы призваны быть, мы стали живым свидетельством о Нём среди людей.

 

Аминь.

 

Литургический календарь

26 мая 2017г.

 

Св. Филипп Нери, свящ., память

 

Деян 18, 9-18; Пс 47 (46), 2-3. 4-5. 6-7; Ин 16, 20-23а

 

Св. Дезидерий Виеннский (+606)