логин:

пароль:

Lectio Divina

"Церковь "убедительно и настоятельно увещевает всех христиан (...) научиться "превосходному познанию Иисуса Христа (Флп 3, 8)" через частое чтение Божественных Писаний. (...) Но чтение Священного Писания должно сопровождаться молитвою, чтобы было собеседование между Богом и человеком; ибо ,'когда мы молимся, мы беседуем с Ним; мы слушаем Его, когда читаем божественные изречения'".

Духовные Отцы, перефразируя Мф 7,7, так обобщают расположение сердца, окормляемого словом Божиим в молитве: 'Ищите читая, и вы найдете размышляя; стучитесь молясь, и откроется вам через созерцание'" (Катехизис Католической Церкви 2653-2654).

Практика Lectio Divina

Поскольку существует немало литературы об общинной lectio divina, остановимся сегодня на том, как совершать эту практику в индивидуальном порядке.

Для Божественного чтения необходимо прежде всего уединенное место и тишина. Ведь мы пытаемся слушать Бога, «Который втайне» (Мф 6,6). Чтобы расположить себя к слушанию Слова, нужно заставить молчать многочисленные слова и шумы, оглушающие сердце, нужно войти в полноту безмолвия и уединения, отдалившись от всего, что «осаждает» нас ежедневно. Слово истины может родиться только из безмолвия, из долгого слушания, из умения мыслить, размышлять, рассуждать и обдумывать. В помощь себе можно поставить икону или зажженную свечу; несомненно, и наше тело должно быть вовлечено во встречу с Господом, к которой мы и готовимся: lectio divina – это не чисто интеллектуальное действо; оно захватывает всего человека. Божественному чтению лучше отвести определенное время в течение дня и следовать этому времени, а не отрезкам дня, случайно появившимся среди множества забот. Время, отвечающее серьезности lectio divina, -- около часа, но, конечно, не продолжительность (которая зависит от статуса и от обязанностей молящегося), а постоянство и регулярность приносят плоды. Lectio divina воспитывает sensus fidei, развивает нашу способность распознавать волю Божью – а это также и аскетический труд: lectio divina должна стать частью внутреннего мира, чтобы семя Слова могло прижиться и пустить корни; к ней нужно прибегать с постоянством, потому что даже очень усердное слушание, не продолжающееся во времени, остается бесплодным.

Lectio divina нуждается и в духовном борении – чтобы Слово удержалось и не было подавлено сорняками мирских желаний. Только при этих условиях Божественное чтение позволит Слову Божьему по-настоящему завладеть жизнью верующего. Lectio divina не совпадает с изучением текста, не ограничивается им. «Интеллектуалы» часто рискуют свести lectio divina к умственному и эстетическому труду: текст пробуждает блестящие идеи, от которых чувствуешь удовлетворение, или же постигается в своей «красоте». Но нельзя довольствоваться этим, не стяжая истинных, глубоких духовных плодов.


К lectio divina нужно подготовиться молчанием, исходом из самого себя, а также молитвой. В первую очередь – призыванием Святого Духа, дабы Он открыл уши нашего сердца и дал нам разумение Слова. После молитвы Духу, можно войти в атмосферу слушания и диалога любви с Господом на библейской странице прочтением стиха иp Псалма слушания – 119: это самый настоящий дуэт любви, подобный Песни Песней.
«Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня. Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце Мое».

К Божественному чтению Библии нужно подходить как к священному месту встречи с Богом в любви.

1. Lectio

В наше время, когда люди читают так мало и читают в спешке, стараясь усвоить как можно больше и как можно скорее, необходимо научиться и научить читать, входя в диалектические отношения с книгой, и в большей мере это относится к такой требовательной книге, как Библия. А ведь lectio divina применяется только к чтению Библии. Конечно, в христианской традиции есть примеры более широкого понимания lectio divina – в том смысле, что оно практиковалось и в применении святоотеческих текстов, и не только. Но только Библия имеет совершенно особенный статус в Церкви: Таинства Слова Божьего. Кроме того, Божественное чтение божественно как раз потому, что применяется к боговдохновенным текстам. Другие книги могут быть полезны для комментария библейского текста, или же быть предметом духовного чтения. Lectio divina же остается чтением Писания. Как же выбрать тексты для чтения? Можно выбрать одну книгу и читать главу за главой, или же применять lectio divina к литургическим текстам дня.
Первый способ хорош тем, что мы можем углубить целую библейскую книгу, а второй – тем, что личная молитва и литургическая молитва взаимопроникают. Григорий Великий сказал замечательные слова: «Многие места в Св. Писании я не смог понять в одиночку, но понял их вместе с братьями моими... Я осознал, что разумение было мне дано их заслугой». Это высказывание, с одной стороны, подчеркивает, что община – это место и критерий герменевтики Писания; с другой стороны – что Литургия – это привилегированное пространство для толкования и понимания Писания, и слова Св. Григория ясно ссылаются на Евхаристическое богослужение. Праздничный круг чтения Католической Церкви очень богат, а lectio divina может помочь выявить единство трех литургических чтений, или по крайней мере ветхозаветного и евангельского отрывка; в то время как повседневный круг чтения не дает такой возможности. В любом случае, духовно полезно проводить lectio divina с библейским текстом, соотносящимся с литургическим временем.

Кроме того, если кто-то недостаточно или совсем не знаком с Библией, полезно приобщаться к Священному Писанию поэтапно, начиная с простого и в то же время важного текста (например, Евангелие от Марка, затем книга Исхода, Деяния Апостолов и т.д.); а позднее, когда человек приобретает уже определенную непринужденность в обращении с Писаниями, можно взять книгу пророка Даниила, Послание к Римлянам, к Галатам, к Евреям, Апокалипсис...

Итак, начинать нужно с прочтения. Текст читается несколько раз – четыре, пять раз. Если это известные тексты, то мы рискуем читать их поверхностно, не вдумываясь в текст и теряя его богатство. Иногда полезно переписать текст. Это принуждает нас к большей концентрации, а также позволяет уловить те аспекты текста, которых мы никогда ранее не замечали. Ну, а если мы владеем еврейским или греческим языками, можно читать Библию в оригинале, черпая из того великого богатства, которое неизбежно затеняется и скрывается переводом. Конечно, хороший перевод, или сравнение нескольких переводов, может отвечать потребностям в более солидной базе для размышлений. Духовную пользу приносят и некоторые вспомогательные средства: в первую очередь, Библейский указатель и Синопсис, если речь идет о Евангелии. Даже когда lectio divina совершается в уединении собственной комнаты, в полном одиночестве, нужно читать вслух, физически вслушиваться в прочитанное. Отцы Средневековья настаивали на важности слушания «голоса со страницы»: слушание – это уже молитва, уже вмещение слова, а значит, и присутствия Того, кто говорит.

2. Meditatio

Медитацию не следует понимать в смысле интроспекции, как в духовных упражнениях Игнатия Лойолы, или в смысле психологического самоанализа. В lectio divina медитация означает углубление смысла прочитанного, и в этом процессе помогут пособия, словари, комментарии. Lectio divina не следует отождествлять с изучением библейского текста, но изучение может и должно быть дополнено в lectio divina. Речь идет о преодолении «инаковости» текста, расстояния, отделяющего нас от написанного много столетий назад, на языках и в культурных контекстах, сильно отличающихся от нашего. Нужно учитывать эту инаковость текста, с тем, чтобы не впасть в субъективизм и не заставить текст говорить то, чего он на самом деле никогда не говорил. Это – вопрос послушания Слову. Словом нельзя манипулировать. Отвергать изучение, отказываться от углубления текста – все это уготавливает путь деградации человека или общины. В любом случае, какими бы ни были средства, имеющиеся в распоряжении для того, чтобы лучше понять прочитанный библейский текст, -- только личные усилия принесут ожидаемые плоды. В медитации необходимо стараться выявить богословскую вершину текста, основное послание или хотя бы самый значительный его аспект. Тогда может произойти диалогическая встреча, о которой так удачно высказался протестантский богослов Бенгель: «Te totum applica ad textum, rem totam applica ad te». Иными словами, происходит диалог между человеком и текстом, взаимодействие между жизнью читателя и посланием. И в этот момент, конечно, рождается молитва.

3. Oratio

Диалог между читателем и текстом становится диалогом молитвы, в котором верующий обращается к Богу на «ты». Здесь, разумеется, нельзя дать точных указаний, ограничимся только советом: быть послушными Духу и услышанному Слову. Ведь это Слово творит молитву, направляя ее в русло ходатайства, благодарения или прошения... Может случиться так, что молитва выражается просто в трепетном безмолвии или в радостном слезном даре сокрушения. Временами lectio divina остается в засушливой пустыне: текст не поддается нашим усилиям понять его, Слово остается немым, и молитва не идет свободным потоком... Настоящим плодом чтения может быть и это, в наших отношениях с Господом бывают и такие моменты. Господь зовет нас выйти из пустыни, чтобы встретиться с Ним, но часто пустыня становится не местом встречи, а местом сухости и трудностей. Но даже в этом случае нужно выстоять, остаться, принести в дар наше бесчувственное тело в немой молитве. Господь видит и само желание молитвы. И потом, плоды усердного чтения Слова Божьего в lectio divina могут прийти нескоро. Упражнение в слушании создает в верующем пространство для вмещения Господа, услышанное Слово возрождает в верующем сына Божьего, наделяя его способностью к созерцанию.

4. Contemplatio

Созерцание – это последняя «ступенька» нашей мысленной лестницы. Верующий чувствует присутствие Бога и «неизреченную радость» от Его посещения. Вот как описывал этот опыт святой Бернард:
«Признаюсь, что Глагол посещал меня, причем неоднократно. И хотя Он часто входил ко мне, я даже не замечал этого. Чувствовал, что Он здесь, помнил, что Он был; временами даже смог предчувствовать Его посещение, но не чувствовать его; не замечал я и Его ухода, потому что откуда Он вошел в меня и откуда вышел, оставив меня, и каким путем вошел и вышел, -- даже сейчас, признаюсь, не знаю этого, как сказано: «не знаешь, откуда приходит и куда уходит».
Созерцание не означает экстаза или «видений», но указывает на постепенное уподобление человеческого взгляда Божественному взгляду; стяжание духа благодарения и сострадания, различения духов и долготерпения, мира и кротости. Как Слово устремляется к Евхаристии, так и lectio divina шаг за шагом творит евхаристического человека, способного к благодарению и к бескорытию, к узнаванию Господа в других людях и во всех жизненных ситуациях. Этот человек наделен любовью. Lectio divina становится жизнью, являет свои плоды в жизни человека.
Lectio divina, таким образом, рисует траекторию от молитвы к молитве: начинаясь с призывания Духа, оно заканчивается созерцанием, благодарением, славословием, Евхаристией.

Источник: Radio Vaticana

Литургический календарь

22 июня 2017г.

Утром

 

Св. Павлин Ноланский, еп.

 

или

 

Свв. Иоанн фишер, еп., и Томас Мор, мчч.

 

2 Кор 11, 1-11; Пс 111 (110), 1-2. 3-4. 7-8 (Пр.: 7а); Мф 6, 7-15


Блаж. Иннокентий V, Папа (+1276)

 

Вечером

 

Вечерняя Месса следующего торжества